Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.


Новая эволюционная теория определяет механизмы и функции юмора

Новое исследование отвечает на многовековые вопросы о механизмах и роли юмора, объясняет, почему юмор характерен для всех людей, его роль в эволюции человека и его возрастающее значение для когнитивного развития младенцев.

Аластеир Кларк объясняет: «Данное исследование являет собой объяснение того, почему люди находят какие-то вещи смешными, с эволюционной и когнитивной точки зрения. Она объясняет, что юмор возникает, когда мозг узнает структуру, которая удивляет его и подобное узнавание сопровождается ответом, который выражается смехом.

«Мы убрали условия содержания, и изучали структуры, подчеркивающие особенность различных видов юмора, после чего стало ясно, что не содержание, а структура предоставляет потенциальные ресурсы для юмора. Для того чтобы эти структуры существовали, им необходимо содержание, и когда это содержание существует, оно становится уровнем структуры, на котором функционирует юмор».

Предыдущие теории изучали небольшое количество различных видов юмора, многие из которых исключали важное содержание или социальные условия либо в самом юморе, либо в человеке. Но это не объясняет, почему человек может смеяться, в то время как окружающие – нет, или почему двое могут смеяться над одним и тем же, но по разным причинам.

Данная теория определяет важность узнавания структур в эволюции человека, как объясняет Кларк: «Способность узнавать структуры моментально и неосознанно стала важным оружием в когнитивном арсенале человека. Юмористическая реакция породила развитие способностей к чувственному и интеллектуальному восприятию, характерных только для человека.

Новая теория юмора Кларка так же предоставляет основы для понимания когнитивных функций человека. «Развитие распознавания структур, выраженное в юморе, так же может формировать базовые лингвистические способности человека. Синтаксис и грамматика функционируют в основных структурах, к которым у ребенка есть врожденная предрасположенность, а словарный состав этих структур отличается у разных людей».

Теория узнавания структур так же устанавливает связь между развитием чувства юмора и когнитивных способностей у детей. «Детские игры, как пикабу, хлопанье в ладоши и городки, представляют собой копии механизмов юмора, какие существуют среди взрослых, но до сих пор неясно, влияют ли эти формы юмора на когнитивное развитие детей, или являются просто отголоском эволюции.

Пикабу вызывает юмористическую реакцию в возрасте от 4-х месяцев и является простым процессом юмористического повторения, формируя четкий базовый навык. По мере развития малыша, структура детского юмора становится более сложной и обретает различные составляющие элементы, до тех пор, пока ребенок не схватывает структуры лингвистического юмора.

Аластеир Кларк считает, что теория узнавания структур выходит за рамки антропологии. «Понимание появления базовых элементов юмора в младенцах поможет идущему сейчас исследованию о наличии чувства юмора у приматов и других млекопитающих». Он предлагает возможные технологические варианты развития: «Теперь, когда мы понимаем механизмы возникновения чувства юмора, появилась возможность создать его у человека искусственно. Это сможет породить теорию, которая объяснит определяющую характеристику, которая делает нас более человечными».

Аластеир Кларк предлагает две теории чувства юмора. «Применение данной теории индивидуально для каждой ситуации, но эти два примера объясняют его базовую структуру. Обычная форма юмора – это оппозиция двух образов, как правило, людей, в которых есть что-то сходное. Здесь мы видим пространственное повторение – структуру из двух составляющих, состоящую из характеристик первой составляющей, повторяющихся во второй. Если структура довольно убедительна (в той степени, в которой мы приемлем повторяемость), то мы удивлены тем, что узнали ее, и это нас забавляет.

«В качестве второго примера, который немного отличается от первого, жанр комедии можно отнести к «тому, что мы зовем истинным юмором». Так же, как и в первом примере, мозг распознает двухфазовую структуру повторений между изображением комедианта и существующим образом, и если узнавание удивляет, оно вызывает смех. Человек может удивиться, услышав подобные вещи на публике, возможно потому, что они запрещены, или человек раньше их никогда не слышал. Единственная разница между двумя примерами заключается в том, что в первом случае узнавание происходит между двумя фотографиями, а во втором – между реальным и воображаемым образами.

«В обоих примерах используются простые структуры повторения, даже если точность этих повторений сомнительна (например, если фотографии только отдаленно похожи). Но виды структур могут быть на удивление разнообразными, включая отражение, реверсирование, минимализацию и усиление. Например, сарказм функционирует вокруг структуры реверсирования, известное так же как повторение в оппозиции. Так же, структуры могут включать в себя много этапов, тогда как приведенный пример включает только два».

Кларк заключает: «Узнавание структур объясняет, почему и как мы находим что-то смешным, но оно не может четко обозначить, что именно является смешным, потому что любое содержание не может быть более смешным или менее смешным. Индивидуум играет важнейшую роль в определении того, что он находит смешным для себя, основываясь на воспоминаниях, ассоциациях, восприятии мета-значений, диспозиций, его способности узнавать структуры и понимания сходства некоторых структур. Но эта теория отвечает на вопрос, почему юмор существует в обществе».

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам ScienceDaily.
Перевод с англ.: Ольга Поломошнова

Психолог онлайн

Елена Акулова
Консультации для детей и взрослых.


Андрей Фетисов
Консультации для взрослых.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2020 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация