Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Гений и гениальность как продукты воспитания

Вряд ли можно найти идею, которая не вызвала бы ни у кого сомнения и существовала бы без критического осмысления. Идея о божественной предопределенности выдающихся человеческих способностей не стала исключением. Правда, ее история насчитывает тысячелетия, а противоположная ей точка зрения оформилась и распространилась в умах европейцев лишь несколько веков тому назад, во времена, названные историками и философами эпохой Просвещения.

Разделение труда, процесс дифференциации наук и искусств, совершенствование образовательной практики поставили перед теоретиками этого периода новые проблемы.

Все свои надежды просветители связывали с воспитанием. Причем, воспитанию художественно-эстетическому отводилась особая роль. Эстетическое начало, по их мнению, способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в гражданина.

Одним из видных представителей философии просвещения был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии эпохи:

  • врожденных идей не существует, процесс познания начинается с опыта и на опыте основан;
  • разум человека с самого начала представляет собой — tabula rassa (чистую доску);
  • в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах.

Термин «tabula rassa» был предложен еще Аристотелем, но в сознании педагогов и психологов нашего времени он прочно связан с философией эпохи Просвещения и именем Джона Локка. Именно в это время термин приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним, многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа — tabula rassa, чистый лист или чистая доска, без всяких знаков и идей.

Взгляды теоретиков эпохи Просвещения не были лишены противоречий. Так, Френсис Хатчесон, например, способность получать удовольствие от живописи, архитектуры, поэтических произведений рассматривал, как предопределенную, и это утверждение он пытается согласовать с обоснованием необходимости просвещения и образования.

Другой сторонник идей просвещения Клод Адриан Гельвеций придерживался крайней, радикальной точки зрения и утверждал, что от природы все люди равны.

Более взвешенной, а потому и более интересной, в этом плане, представляется позиция его современника и соотечественника французского философа Дени Дидро, критиковавшего К.А. Гельвеция. Концепция художественного таланта развита Д. Дидро в его работе «Парадокс об актере». Парадокс, по его мнению, заключен в том, что лучшее впечатление производит актер с «холодной головой», а не тот, кто играет «нутром». Играющий нутром, играет неровно, не цельно. Подлинный актер играет, руководствуясь рассудком, изучением человеческой природы, неустанным подражанием идеальному образцу, воображенному памятью. Такой актер всегда совершенен. Но при этом Д. Дидро, оценивая более реалистично, чем К.А. Гельвеций, соотношение врожденного и социального в структуре субъекта творческой деятельности, отказывает ему, пожалуй, в самом главном свойстве — эстетическом переживании.

Идея представителей эпохи Просвещения о том, что никакого дара, ни божественного, ни врожденного не существует, противостояла картезианской концепции «врожденных идей» (Г.В. Лейбниц, Р. Декарт и др.). Единственным предметом разума (понимания) служат идеи, находящиеся внутри нас, а не внешние объекты, утверждали Готфрид Лейбниц и Рене Декарт.

Теория tabula rassa, развиваемая сторонниками философии Просвещения, напротив, подчеркивала мысль о том, что в душе нет врожденных идей или даже предрасположений, благодаря которым из нее в дальнейшем могут быть извлечены внеопытные истины. Большая часть философов, принадлежавших к этому направлению, настаивала на том, что природа свои дары делит поровну. Каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, все дело в тех условиях, в которых он оказался. Они утверждали, что вокруг гениев нагромождено слишком много слухов, мифов и легенд, что в явлении этом нет никакой загадки. Гений спит в каждом человеке. Последовательный сторонник этих взглядов, немецкий ученый и писатель Георг Кристоф Лихтенберг считал, что каждый человек может быть гениальным хотя бы раз в год. Гениальность достижима, стать гением просто — надо уметь трудиться и бить в одну точку, вторили ему другие ученые.

Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении решающей роли воспитания и условий среды в формировании человека. Воспитательное воздействие они возводят в степень высшей силы, способной лепить из людей, что угодно. Телесные потребности и страсти, чувственный контакт с окружающим, по их мнению, являются главными двигателями умственного развития.

При откровенной радикальности данной точки зрения и ее явных противоречиях с практикой, эта идея находила своих сторонников не только среди современников, но и в более поздние времена. Например, в ХХ веке Пьер де Кюри высказал мысль о том, что термина гений лучше избегать. По его мнению, титул гения с легкостью раздают биографы, слишком ленивые для того, чтобы выяснить обычные свойства ума и характера, которые в соединении с удачей или случайностью сделали знаменитыми этих людей.

Параллельно с Дж. Локком, К.А. Гельвецием, Д. Дидро просветительское учение об общественной природе человека развивали русские рационалисты конца XVIII века (А.Ф. Бестужев, И.А. Крылов, А.И. Клушин и др.). Известный русский философ того времени А.Ф. Бестужев пишет о том, что неравенство, существующее между одним человеком и другим, возникает не столько от первоначального неравенства между способностями чувствовать, мыслить, хотеть, сколько «…от разности причин, соединяющихся для открытия оных». Русские рационалисты эстетическому воспитанию и художественному образованию также отводят особую роль в деле развития не только художественного таланта, но и разума в целом. Так, например, А.Ф. Бестужев пишет о том, что «способность понятия» (логическое мышление), память, воображение оттачиваются рисованием, которое учит наблюдать, сохранять и анализировать впечатления, составлять представление о совершенстве вещей.

Назад Вперед

Психология детской одаренности


Книга посвящена проблемам диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы психологии детской одаренности, развития и обучения одаренных детей, развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. Издание адресовано педагогам, психологам, студентам высших учебных заведений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация