Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.


Первые экспериментальные исследования

Учения, посвященные проблемам гениальности, во второй половине XIX века постепенно вытесняются исследованиями психологии одаренности. Развитие биологии (Ч. Дарвин, Т. Гексли и др.), экспериментальные и теоретические исследования проблем наследования таланта, в первую очередь работы Френсиса Гальтона, образно говоря, «сводят данную проблему с небес на землю», доказывая вполне земное происхождение незаурядных способностей выдающихся людей. На смену термину — «гений», многие века доминировавшему в философии, оформляющаяся в самостоятельную область научного знания психология, вводит термин — одаренность.

Попытка найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных (прирожденных) особенностях — знаменует начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности. Этот этап условно датируется серединой — второй половиной ХIХ века. Начиная с этого времени, в исследованиях человеческой психики прочно обосновались наблюдение и эксперимент, что в конечном итоге и способствовало превращению психологии в самостоятельную науку. Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Френсис Гальтон. Он заслужил право на особое место в истории психологии одаренности.

По свидетельству биографов, огромное впечатление на Ф. Гальтона произвел труд его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Именно благодаря этому он увлекся проблемой наследования таланта. Ф. Гальтон первым попытался, используя большой эмпирический материал и математические методы, проверить гипотезу о том, что выдающиеся способности (гениальность) в первую очередь — результат действия наследственных факторов.

    Основные положения теории Ч. Дарвина:
  1. Организмы дают многочисленное потомство, намного превосходящее по численности популяцию родителей.
  2. Особи в пределах популяции обладают широкой вариабельностью по физическим и поведенческим качествам.
  3. Вследствие этого некоторые из них окажутся более приспособленными к выживанию и размножению, тогда как у других эти способности будут снижены.
  4. Из-за преимуществ в выживании и размножении особей с определенными характеристиками эти адаптивные черты будут проявляться в каждом следующем поколении все чаще и чаще.
  5. Очевидно, что в результате естественного отбора определенное количество изменений в популяции может привести к ее изолированному (от других популяций) размножению. Это и есть образование новых видов.

В своей знаменитой книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» ученый пишет: «...Я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире» (Гальтон, 1997. С. 6).

В качестве доказательства он проводит статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Он приводит сведения, согласно которым на каждые десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходится три четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей.

В книге Ф. Гальтона приведена, разработанная им, классификация «природной даровитости» людей. Она включает шестнадцать групп.

«А» и «В» — люди со средним уровнем дарования;
«С» — с большим уровнем дарования;
«D» и «Е» — люди отмеченные премиями и наградами;
«F» и «G» — выдающиеся люди;
«Х» — редчайшие знаменитости.

Группы со строчными индексами «а», «b», «с», «d», «е», «f», «g», «х», отражают наличие «природной даровитости» уже в обратной последовательности – не по возрастающей, а по убывающей. Таким образом состав людей, входящих в группы «а» и «b»,  практически не отличается от групп«А» и «В»,  а в группы «f» и «g» входят уже идиоты и «малоумные», группа «х» — редчайшая форма идиотии.

По утверждению Ф. Гальтона на 12 средних групп от «А» до «F» и от «f», до «а» приходится 95% всего населения. Выдающиеся личности (группа — «G») встречаются с частотой 1 на 79000, а знаменитости (группа «Х») 1 на 100000, аналогичные цифры и для групп «g» и «х». Одаренные люди, как отмечает Ф. Гальтон, настолько выше посредственности, насколько идиоты ниже нее. По его утверждению этот факт должен значительно расширить наше представление об огромных различиях в умственной одаренности между людьми.

Поиски в этом направлении привели к тому, что Ф. Гальтон стал одним из основателей дифференциальной психологии. Объектом ее изучения, выступали большие массы людей, а основным методом — вариационная статистика. В результате был определен характер отклонений от некой условно средней величины, при этом было отмечено, что чем больше отклонение, тем реже оно встречается. Особенно важно то, что всему этому было найдено точное математическое выражение. Ф. Гальтон первым заговорил о том, что по «закону нормального распределения» (Гаусса-Лапласа) божественная мудрость все уравновешивает, как в мире биологическом, так и в мире интеллектуальном. Придерживаясь этой точки зрения, он отмечает, что если интеллект нормального человека принять за 100 условных единиц, то «полный идиот» будет иметь 0, а гений — 200. Позже эти цифры вошли в формулу расчета коэффициента интеллекта (itelligensce quotient, сокращенно — «IQ»), предложенную в 1912 году известным немецким психологом Вильямом Штерном. Но если, по мнению некоторых представителей дифференциальной психологии, эти отклонения от условной нормы детерминированы «игрой случая», то, по убеждению сторонника дарвинизма Ф. Гальтона, они строго регламентированы законами наследственности.

Таким образом, в психологии, под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина возникает новое направление. Один из основных его постулатов — принцип приспособления к среде, предполагающий действие механизма естественного отбора, который направляет механизм наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид. Ф. Гальтоном впервые выдвигается положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка подобно физиологическим различиям могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности.

Дальнейшая разработка этого направления привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого «естественный отбор» в человеческом сообществе, должен, по его утверждению, уступить место отбору искусственному. Иначе говоря, людям следует упорядочить собственное размножение. Ф. Гальтон прямо заявлял, о том, что, со времен Афинской цивилизации человечество деградирует, вырождаясь из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.

Порожденная им отрасль знаний, служащая научным фундаментом решения социальных проблем, получила название — «евгеника» (от греческого — «рождение лучших»). Специалисты в области биологии подчеркивают, что «евгеника» не тождественна медицинской генетике. Основная задача генетики - изучение механизмов наследования, в то время как евгеника рассматривает в первую очередь проблемы искусственной селекции применительно к человеку.

Приемы вариационной статистики, разрабатываемые в это время учеными, в том числе и Ф. Гальтоном, вооружили психологию важным методологическим средством. Наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Он позволял сделать заключение о величине, а также о степени случайности связи между двумя различными характеристиками, например, между уровнем интеллекта и академической успеваемостью, между особенностями внешнего облика и уровнем развития интеллекта и др. Этот метод был усовершенствован английским математиком Карлом Пирсоном. Результатом нововведений стал факторный анализ. Он получил большое распространение в психологии одаренности и творчества ХХ века (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд и др.).

От Ф. Гальтона ведут свою родословную и современные психодиагностика и психометрия. Он одним из первых ввел в обиход понятие — «тест» (от английского — «test» — проба). Но теоретические основания диагностической программы Ф. Гальтона, а, следовательно, и весь методический аппарат, существенно отличались от современных.

Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной восприимчивости. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Это утверждение, на его взгляд, подтверждалось тем, что при идиотии сенсорные способности человека часто оказываются нарушенными (способности различать тепло, холод, боль и др.).

Поэтому его исследовательская программа предполагала выявление остроты зрения и слуха, физической силы и латентного времени реакции (времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например, свистка или гудка, до ответа испытуемого). У него была хорошая база для проведения этих исследований. Семь лет с 1884 по 1890 гг. Ф. Гальтон был руководителем Южного Кенсингтонского музея в Лондоне. В это время в музее за небольшую плату каждый желающий имел возможность проверить свой интеллект по методике Ф. Гальтона. Но практическая проверка его концепции и построенного на ней диагностического инструментария не подтвердила его теоретических предположений.

Идеи Ф. Гальтона получили развитие в трудах его современника, американского психолога — Джеймса Мак-Кина Кеттелла. В 1890 году он разработал тесты, аналогичные тем, что предлагались Гальтоном. Однако студент Д. Кетелла, С. Уисслер, в 1901 году обнаружил, что баллы, полученные в результате такого тестирования, не соотносятся друг с другом и тем более с уровнем учебной успеваемости испытуемых в колледже. Это было одно из первых исследований, поставивших под сомнение и концепцию Ф. Гальтона.

И при жизни и после нее в оппонентах у Ф. Гальтона недостатка не было, но какой бы критике ни подвергали его теорию, практически все исследователи признавали его приоритет в деле «очеловечивания природы гения». Главной причиной величайших духовных свершений после Ф. Гальтона и в значительной степени благодаря ему признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а способности, которые можно научно, в том числе и экспериментально, исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать. Работы таких известных ученых, как А. Бине, В. Вунд, Э. Клапаред, И.Г. Россолимо, Ч. Спирмен, Л. Термен, Э. Торндайк, В. Штерн имеют корни в исследованиях Ф. Гальтона.

Назад

Купить книгу «Психология детской одаренности»


Психология детской одаренности Книга посвящена проблемам диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы психологии детской одаренности, развития и обучения одаренных детей, развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. Издание адресовано педагогам, психологам, студентам высших учебных заведений.

© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2019 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Реклама на сайте и сотрудничество | Аренда кабинета психолога | Администрация