Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Учения о гении в философии конца XVIII начала ХIХ вв.

В становлении и развитии современных научных представлений о гениальности и одаренности роль немецкой классической философии переоценить трудно. Ее выдающимся представителям принадлежат серьезные, глубокие работы о гениальности. Эти труды вполне могут рассматриваться как вершина доэкспериментального изучения проблемы гения в искусстве и науке.

У Александра Баумгартена гений понимается как «сгармонированное действие» естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. Направление исследования проблемы субъекта художественного творчества, основанное А. Баумгартеном, получило широкое развитие в эстетике XVIII века. Многие из описанных им свойств художественного гения присутствуют в современных теоретических моделях.

Гений в понимании другого представителя немецкой классической философии — Иммануила Канта — специфический талант, прирожденная способность к созданию образцовых произведений искусства. И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества. Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики». Настоящее произведение искусства, по мнению Канта, может появиться лишь как продукт гения, которому присущи особые черты. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу. Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. Поэтому оригинальность — первое его свойство.

Притом гений отличается не просто оригинальностью, но непременно «образцовой оригинальностью». Особенно ценно замечание И. Канта о том, что оригинальной может быть и нелепость. Напротив, произведения «гения» должны стать примером для подражания другим. Создавая «образцовое произведение искусства», гений не отдает ни самому себе, ни другим отчета в том, каким образом являются в нем идеи для его произведения; свое правило он дает здесь так, как если бы он был самой природой.

Поясняя в своем трактате «О гении» природу гениальности, И. Кант дает сравнительную характеристику гения в искусстве и в науке. Он поддерживает и развивает мысль, высказанную еще древнегреческими философами: в науке даже величайший ум отличается от жалкого подражателя или ученика «только по степени», тогда как от того, «кого природа одарила способностью к изящным искусствам», подражатель отличается специфически.

Несмотря на известные различия между художественным и научным творчеством, нельзя не отметить, что природа креативности (что было многократно доказано более поздними исследованиями) — едина. Это, конечно же, не предполагает идентичности научного и художественного творчества, а лишь подчеркивает психологическое единство механизма творчества, а, следовательно, и психологическое «равноправие» творческих проявлений в любых видах деятельности.

Предложенное И. Кантом ранжирование свидетельствует о том, что он, как и его далекие предшественники, — древнегреческие философы Пифагор, Сократ, Платон и др., фактически отказывает ученому в возможности творить в высшем смысле этого слова, обосновывая это следующим умозаключением. В то время как художественный гений не отдает себе отчета в том, каким образом в нем рождаются и действуют идеи, не в состоянии описать в понятиях науки собственную внутреннюю деятельность или передать другим метод, необходимый для создания подобных произведений, даже величайшие достижения науки практически всем доступны для усвоения.

Основа такого видения, вероятно, в том, что для И. Канта и его современников наука направлена лишь на изучение природы, тогда как искусство выше природы, оно не есть подражание природе, а эталонная модель, образец для нее. Из трактуемого таким образом различия способов освоения действительности И. Кант и выводит идею недостижимости «максимума творческой одаренности» для ученого.

Рассмотрение творчества как мистического, загадочного процесса, абсолютно свободного от связи с социальными условиями, было присуще многим теоретикам эстетической мысли последней трети XVIII века. Идеи элитарности, интуитивной способности ярко проявлялись у Ф. Шеллинга, затем получили свое развитие в теории А. Бергсона. Ф. Шеллинг рассматривает деятельность художника как постижение «бесконечной бессознательности», которая неподвластна конечному рассудку.  Шеллинг пытался определить художественное творчество через решение полярностей: импульсивность и продуманность, бессознательное и сознательное, принуждение и свобода. Впоследствии идеи интуитивности, бессознательности, иррациональности художественного творчества были доведены до крайности «немецкими романтиками» (Новалис, Ф. Шлегель и др.), которые подготовили почву для абсолютизации субъективизма и биологизма. Ряд их последователей (Б. Кроче и др.) рассматривали связь интуиции и инстинкта как основу процесса художественного творчества.

Г. Гегель, критиковавший подобные взгляды, по поводу проблемы художественного таланта писал, что мы должны коснуться этого аспекта лишь для того, чтобы установить, что он должен быть навсегда исключен из круга философского рассмотрения, или что относительно него можно выдвинуть лишь немногие общие положения. А между тем ученые часто ставят вопрос, откуда берет художник способность задумать и выполнить художественное произведение, каким образом он это делает, как будто хотят иметь рецепт, правило, которое научило бы, как сотворить произведение, в какие условия и состояния следует себя поставить, чтобы создать нечто подобное.

То, что ставит под сомнение Г. Гегель, станет наиболее важной психологической и педагогической проблемой в конце ХХ века. Изучение механизмов креативности, обучение умениям и навыкам решения творческих задач с целью повышения творческого потенциала каждого человека — наиболее актуальные задачи современности и ближайшего будущего.

XVIII—ХIХ века — период возникновения и бурного развития государственных высших художественных учебных заведений в Европе (Италия, Франция, Россия и др.). В результате роста интереса к художественному творчеству возрастает интерес и к проблеме диагностики художественной одаренности, к концептуальным моделям одаренности,ее прогнозированию, развитию, к вопросам специального обучения одаренных детей.

Однако взгляды исследователей того времени в значительной степени зависели от прежних представлений. Ярким примером тому служит повсеместное использование термина «гений». Теоретические модели гения в искусстве, предложенные А. Баумгартеном и И. Кантом, в значительной степени сохраняли в себе черты умозрительного подхода, отстраненного от социально-педагогической практики. Они не служили и не могли служить фундаментом для диагностики и развития гениальности. Но практика художественного и естественнонаучного образования в Европе требовала моделей, ориентированных на решение прикладных педагогических проблем. Их разработка задача психологии, но её тогда не существовало потому и  попыток создания таких моделей не предпринималось.

Назад Вперед

Психология детской одаренности


Книга посвящена проблемам диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы психологии детской одаренности, развития и обучения одаренных детей, развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. Издание адресовано педагогам, психологам, студентам высших учебных заведений.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация