Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Проблема художественного таланта в научных трудах ХIХ века

Важным этапом в понимании природы художественной одаренности был период становления академизма в искусстве и расцвета художественного образования (конец XVIII начало XIX веков). Художественная деятельность стала, с одной стороны, узкопрофессиональной, с другой, — высокоспециализированной. Владение техникой исполнения (академический рисунок, академическая живопись и т.п.) доводится, благодаря хорошо поставленному художественному образованию, до невероятной виртуозности. В понимании большинства исследователей, художников и обывателей, формируется представление о том, что эта исполнительская виртуозность тождественна художественной одаренности.

В ходе своего развития подобные взгляды на искусство вообще и на художественный талант в частности уже во второй половине XIX века породят представление о самоценности исполнительской стороны художественной деятельности, в результате чего начинает формироваться взгляд на художественную одаренность как дар преимущественно исполнительский.

Весьма примечательна эволюция этих взглядов. Постепенно к концу XIX века эта идея трансформируется в сознании ряда философов, искусствоведов и художников в идею абсолютизации технических навыков. При этом существует две крайности:  абсолютизация академизма в искусстве и полное отрицание какой бы то ни было техники и мастерства (а, следовательно, и школы). Первое направление будет развиваться в искусстве и искусствознании ХХ века в основном в рамках реализма и его ответвлений (соцреализм, гиперреализм, неоакадемизм и др.), второе, начиная с конца XIX века, — в многочисленных течениях, обозначаемых обычно одним словом — формализм (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).

Несколькими десятилетиями ранее наметившуюся тенденцию уловил Г. Гегель, выступая с критикой современных ему теоретических подходов. Он писал: «Здесь видимость предметов как таковая составляет подлинное содержание, но искусство, запечатлевая мимолетный внешний вид, идет дальше, независимо от пределов, изобразительные средства становятся сами по себе целью, так, что субъективное мастерство и применение художественных средств сами возводятся до уровня предметов художественных произведений» (Гегель, 1977. С. 217). По-настоящему опасные, с точки зрения Г. Гегеля, тенденции проявятся в художественной культуре рубежа XIX—XX веков.

В этот период формализм интенсивно размывает рамки традиционного искусства. С точки зрения формалистов право называться продуктами художественной деятельности или искусством имеют и изыскания художников-формалистов, и детские рисунки, и художественные опыты людей с психическими расстройствами, и даже рисунки приматов, слонов, ослов. Прежде все это рассматривалось как нечто, не представляющее никакой художественной ценности. Для педагогов и психологов детский рисунок, как и любые другие продукты деятельности детей, всегда был только важным и интересным источником изучения психики ребенка. При этом многие, весьма авторитетные ученые неоднократно подчеркивали, что детское рисование имеет мало общего с изобразительным искусством взрослых (Л.С. Выготский, Т. Рибо и др.).

Необходимо отметить, что на развитии психологии и педагогики признание детского рисунка как произведения искусства сказалось положительно, несмотря на то, что с формальной точки зрения это положение легко может быть поставлено под сомнение.

Благодаря изменениям в искусствознании, в частности признанию формалистических течений в качестве полноправных ветвей искусства, изменились представления об искусстве и, соответственно, о компонентах и структуре художественного таланта. Внимание специалистов отвлекается от частных инструментальных способностей и подталкивается к поиску общих, генеральных свойств личности. Дается новый мощный импульс тому, чтобы искать художественную одаренность не в умении точно и грамотно воспроизводить объем, форму, звук и т.п., а в чем-то другом. Таким образом, вновь постепенно возрождается мысль о единстве природы творчества, по крайней мере, художественного.

Назад Вперед

Психология детской одаренности


Книга посвящена проблемам диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы психологии детской одаренности, развития и обучения одаренных детей, развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. Издание адресовано педагогам, психологам, студентам высших учебных заведений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация