Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Андрей Фетисов

Блог: «С точки зрения психолога»

Об авторе: Психолог, гештальт-терапевт

Перейти на личную страницу психолога


Нарциссическая история или здравствуй Дедушка Мороз

Часто ли задумываются родители о том, что происходит в душе их маленьких детей в связи с теми или иными событиями, как они справляются со своими чувствами, как объясняют себе ситуации, как и какими воспринимают себя? К сожалению, не всегда родители могут быть отзывчивыми, терпимыми и внимательными к своим детям в ситуациях, казалось бы, простых, комичных, — с точки зрения взрослого, но тяжелых и драматичных с точки зрения ребенка. От реакции родителя очень многое зависит, — научится ли ребенок преодолевать подобные ситуации и справляться со своими переживаниями, сможет ли он личностно вырасти, или, наоборот, будет избегать подобных ситуаций и своих чувств, будет стыдиться себя в эти моменты своей жизни.

Хочу рассказать небольшую историю, случившуюся на днях с моим шестилетним сыном, которая была для него достаточно травматичной, но с которой он, на мой взгляд, справился. Подобные истории могут случаться у многих детей, и мне бы хотелось в этой статье подчеркнуть важные моменты, на которые родители могут обратить внимание, чтобы быть чуткими и поддержать своих детей в нужный момент.

* * *

Последнее занятие в текущем году в театральной студии, которую посещает мой сын, проходило в форме костюмированной вечеринки с фотографированием, танцами и т.д. Руководитель студии заранее предложила разные образы для детей. Мой ребенок был в образе Деда Мороза. Ну, красная шубка, колпак, борода, — все как положено.

Пока мы втроем (я, жена и сын) ехали в студию, мы как-то весело обсуждали, что может там происходить, «маленького» Деда Мороза и маленьких детей, ожидающих от него подарков. Мы шутили и смеялись.

Уже в студии сын подошел ко мне с вопросом, — «а почему один из мальчиков тоже в костюме Деда Мороза?». А тот другой мальчик действительно был в костюме Санта Клауса, — в красных штанишках, с мешком, но вот без бороды. Это, конечно, давало сходство, но в тоже время было и существенное различие.

И вот когда все детишки были в сборе, и настало время фотографироваться, в комнату вошел Он, — Дед Мороз! Под два метра ростом, в красной шубе, шапке, с посохом и белой бородищей! Мой сын был в шоке. Такого удара он явно не ожидал. Два с половиной Деда Мороза — это уже был перебор. Его настроение резко испортилось. На любые предложения сфотографироваться с «дедушкой», он с раздражением отвергал, он съежился и сидел рядом с родителями.

Мне стало понятно, что сын переживает сильные чувства разочарования, гнева, стыда в связи с проигранной конкуренцией быть единственным и лучшим Дедом Морозом, быть центром внимания сегодняшней вечеринки. Какой же он теперь Дед Мороз, если вот перед ним гигантский, яркий, забравший разом внимание всех, «настоящий» Дед Мороз? Фотографироваться хотели с ним. Мой «маленький дедушка» чувствовал себя отброшенным на периферию внимания, далеко за бортом. Это был сильный нарциссический удар.

Я приобнял сына и попытался с ним заговорить про эту ситуацию, про его чувства и ощущение поражения. Он позвал меня выйти в раздевалку, где мы продолжили обсуждать то, почему и зачем так произошло. Он снял костюм Деда Мороза, вернувшись к своему естественному образу и мы вернулись в комнату.

Словно возродившись, он вновь стал весел. Теперь он смог и сфотографироваться с Дедом Морозом, и рассказать свой стишок. Он веселился.

Фотосессия закончилась, Дед Мороз, подарив подарки, ушел; дети во что-то играли. В какой-то момент в комнате оказался высокий молодой человек, лет двадцати пяти. Стало очевидно, что это тот самый «настоящий» Дед Мороз. Я подозвал сына и сказал ему, что этот молодой человек и есть тот Дед Мороз. Ребенок с интересом подбежал к нему. Молодой человек как-то засмущался, что ребенок признал в нем Деда Мороза и даже на секунды спрятал лицо руками. Они поздоровались и попрощались «дай пять!»

Мне показалось это важным моментом, на который стоило обратить внимание сына, — на реальность и человечность, на возможность вступить в контакт с реальным человеком, который тоже, был Дедом Морозом «как будто», а теперь вот, — просто высокий парень, который тоже может смущаться.

Одним из игровых упражнений в этот день было такое: выйти на сцену и сказать то, что первое приходит в голову. Сын сказал: «я раздавлен». А это было именно то, что он и пережил. Он сказал это, пусть и в игровой, комичной форме. Для него это было актуально, важно. Я был приятно удивлен, что он смог для себя сформулировать свое состояние и сказать об этом живым, настоящим людям, — другим деткам и родителям.

* * *

В жизни бывают разные ситуации. И застраховаться от «ушибов», «шишек», — вред ли возможно. Да и нужно ли? Но ценность представляет способность к восстановлению контакта с собой и окружающими.

Если дети переживают какие-то сложные чувства, — а это сразу отражается на их поведении, то не стоит это отрицать или игнорировать, хотя ситуация для взрослых может восприниматься как забавная, милая и пр. Очаровательно же, — Дед Мороз, фотосессия, костюмы, — надо улыбаться и делать, что и все делают, — испытывать радость. Родители часто давят на своих детей, пытаясь «вогнать» их в «уместный» контекст. Ведь если пришел Дед Мороз, — надо радоваться.

Старайтесь не быть заложниками своих стереотипов, пропуская какие-то важные моменты жизни своих детей.

Важно разговаривать со своими детьми на сложные темы, — отношений, конкуренции, стыда, зависти, гнева, обиды, униженности и пр. Даже если родители чего-то не понимают, сама готовность услышать своего ребенка и попытка вникнуть в его настоящую (а не «детскую» — «маленькую», наивную) проблему, уже окажется для него ценным и полезным опытом. Не забывайте, что модель отношений родитель-ребенок, с возможностью диалога, человеческого отношения и пр., становиться частью личности ребенка.

, 21.12.2016

Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.



© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2019 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Аренда кабинета психолога | Администрация